Со штрих-кодами сталкивается каждый человек, покупающий в магазинах и супермаркетах продукты или вещи. На всех упаковках или этикетках приобретаемых товаров «нарисованы» какие-то черно-белые линии, которые не представляют особый интерес для покупателей, но вот кассирам и владельцам торговых точек они «говорят» о многом. Эти полоски и есть штрих-коды, и потребителям все-таки полезно будет знать, что они собой представляют и как работают.
В штрих-кодах зашифровывается все необходимые данные о товарах, которые считывается на кассах сканнерами и передаются на мониторы кассовых устройств. В торговых точках перечень всей продаваемой продукции с данными по каждой позиции храниться в памяти главного компьютера, к которому подсоединены все кассовые аппараты.
Каждый товар оснащен индивидуальным номером, который вместе со всей необходимой информацией отображен в штрих-коде. Все это считывается сканнером и поступает на центральный компьютер, из которого на кассу передается название и стоимость покупаемой продукции. Одновременно ведется учет количества проданных и оставшихся товаров, что позволяет своевременно пополнять их запасы в торговых точках со складов. Поэтому на любом пакете, коробке, банке, этикетке на одежде или обуви, на любой упаковке покупатели обязательно видят штрих-коды.
Он является своеобразным уникальным товарным знаком, предназначающимся для автоматического считывания, и в нем находится вся нужная информация о продукции. Штрих-код также является основной составляющей автоматизированной идентификации товарной маркировки.
В России чаще всего пользуются двумя типами штрихового кодирования
Товарные коды состоят из полосок-штрихов, отличающихся толщиной, с промежутками между каждой линией, а также арабских цифр, расположенных под штрихами. В системе EAN товары кодируются 13-ю цифрами, несущими определенную информацию
Началом штрихового кодирования считается 1932 год, именно тогда оно было разработано, но некоторое время оставалось невостребованным. И только в 1949 году его запатентовали в Америке. Изначально такие коды применялись американской железнодорожной службой для маркировки и идентификации вагонов. И только в 1974 году с помощью штрих-кода был продан первый товар в супермаркете США – жевательная резинка. С 1984-го года штрих-коды начали активно использоваться в разных странах, а в России их начали применять в 90-х годах.
Со временем штриховое кодирование опередило другие способы автоматизированной идентификации, его растущая популярность была обусловлена простотой применения и невысокой стоимостью расходников – для нанесения кодов пользуются ярлыками, наклейками и другими печатными средствами.
Штрих-кодирование может наноситься на любую упаковку различной продукции двумя способами
Штриховое кодирование продукции является обязательным условием при ее импортировании или экспортировании, поскольку отсутствие кода влияет на цену товара и его конкурентоспособность, значительно затрудняет его продажу. Товары без штрих-кодов, как правило, являются подделками, что препятствует их реализации. Наличие такого кода гарантирует покупателям, что они приобретают оригинальную и качественную продукцию.
В основном торговые точки и организации не принимают товары без штрих-кодирования, поскольку их сложно реализовать, а сама система для считывания и обработки штрих-кодов, используемая в магазине или супермаркете, экономически оправдана только тогда, когда охватывает не менее 90% реализуемой продукции.
Основное предназначение штрих-кодов – передача необходимых данных о товаре и его идентификация. Кроме этого, они дополнительно выполняют несколько полезных функций
Востребованность штрихового кодирования возросла благодаря активному развитию компьютеризации всех процессов, связанных с реализацией товаров. Использование компьютеров в торговле, на предприятиях, занимающихся изготовлением и транспортировкой продукции, способствовало массовому использованию штрих-кодирования для маркировки товаров.
Поэтому покупателям лучше надеяться на добросовестность продавца и не затруднять себя расшифровкой штрих-кодов. Торговые точки, дорожащие своей репутацией и клиентами, работают с надежными поставщиками и тщательно проверяют качество и подлинность товаров. А штриховые коды, в первую очередь, нужны продавцам, изготовителям и перевозчикам различной продукции.
К списку статей